Эффект «IKEA» в самообслуживании «Qlik Sense»

Самообслуживание в пользовании программой «Qlik Sense» дает клиентам такую свободу, что это заставляет многих IT-менеджеров содрогаться, ведь, по их мнению, это неизбежно приведет к анархии в сфере данных. Однако уверенность в себе повышает уровень уверенности бизнес пользователей, снижая их зависимость, что является ключевым преимуществом, при этом обеспечивая переход от классической модели BI к самообслуживанию. В условиях самообслуживания обязанности разработчиков информационных панелей данных выходят за рамки сферы IT и становятся более приближенными к бизнесу.

Но является ли снижение уровня зависимости от IT команд настолько привлекательным, чтобы простимулировать быстрое изменение привычек, и привести к демократизации процесса анализа данных? Кажется, что здесь есть кое-что более важное, что-то, что может ускорить переход к модели самообслуживания BI, и это наш мозг.

Эффект «IKEA»

Любопытно, что эффект «IKEA» связывают с растущей популярностью модели самообслуживания BI.

Эффект «IKEA» – это когнитивное искажение, вследствие которого люди считают вещи, созданные ими, более ценными, чем такие же вещи, созданные кем-то другим.

Если Вы когда-либо покупали что-то у этого шведского мебельного гиганта, то знаете, как это происходит: Вы берете аккуратно упакованный предмет с пошаговой инструкцией по его сборке, затем собираете мебель самостоятельно дома. Именно в этот момент начинает происходить вышеупомянутое искажение.

В рабочем докладе Гарвардской школы бизнеса сказано, что традиционное экономическое мышление предполагает, что потребитель или клиент вычитают стоимость своего собственного труда из конечной стоимости продукта. Но на самом деле, мы наблюдаем обратный эффект, то есть ценность продукта для нас увеличивается, когда мы вкладываем в него свой собственный труд, предполагая, что в нем содержится любовь.

Этот же механизм работает в похожей истории о тортах.

Компания «Бетти Крокер» поддерживает быстроту и удобство работы на кухне, начиная с 1931 года. С этой целью была придумана знаменитая смесь для выпекания торта – она позволяет любому желающему быстро испечь свежий торт, добавив всего пару ингредиентов. Да, можно просто пойти в пекарню или кондитерскую, но это слишком легко и, естественно, не произведет такого впечатления на гостей. Первоначальная смесь торта требовала, чтобы клиент добавил в нее только воду, а затем поместил бы ее в духовку. «Бетти Крокер» создала новый продукт, несмотря на то, что он противоречил экономическим законам. Это была самодельная смесь, позволяющая выпекать торт по требованию без значительных усилий.

Компания «Бетти Крокер» продолжила экспериментировать со смесью и, в конце концов, пришла к варианту, где отсутствуют молоко и яйца. По сути, клиентам теперь придется приложить больше усилий, и это сделало продукт абсолютным хитом. Это помогло компании понять, что клиенту хочется добавить в продукт собственную нотку, делая торт более «домашним».

Эта история показывает две вещи, и делает связь между смесью для выпекания торта и самообслуживанием в модели BI более очевидной.

Во-первых, когнитивное искажение в сфере самообслуживания BI есть. То есть пользователь  воспринимает свои собственные отчеты, как более стоящие. Это искажение является мощным фактором, способствующим успеху бизнеса, при этом играя важную роль в продвижении самообслуживания в сфере аналитики данных. Пользователи более охотно продают и продвигают аналитическую работу, созданную ими, и они, естественно, будут стремиться поделиться своими открытиями. Это может в конечном итоге привести к самообслуживанию в пользовании программой «Qlik Sense», делая ее все более вирусной.

Во-вторых, подход компании «Бетти Крокер», в конечном счете, основывается не только на простоте и скорости – он ориентирован на пользовательский опыт в целом. Это важно для самообслуживания в пользовании программой «Qlik Sense», поскольку архитектор или разработчик должен сосредоточиться не только на предоставлении результатов, но также на том, каким образом представлены эти результаты и идеи.

Дело в том, что благодаря самообслуживанию в пользовании «Qlik Sense» и тесному вовлечению конечного пользователя в процесс разработки, появляется новая психологическая динамика, и ее необходимо учитывать. Стоит забыть о некоторых методах разработки в сфере IT, ранее считающихся передовыми, и начать использовать новые возможности и новый подход к аналитике данных, основываясь на самообслуживании в BI.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

64 queries in 0,392 seconds