Управление запасами. Анализ продаж.

Как часто Вы встречаетесь с ситуацией, когда один из ТОПовых товаров отсутствует на складе? Знаете ли Вы, как такое положение дел влияет на уровень продаж и объем прибыли? Давайте разбираться.

Большинство компаний в своей работе придерживается принципов «а я не против вот это заказать» или « у нас, кажется, заканчивается продукт А, наверное, его нужно закупить». Многие не обращают внимания на соседние позиции на полках, а они также уже на исходе. Какой вывод можно сделать? Плохой менеджер по закупкам? Нет, это не всегда так. Есть ряд обстоятельств, которые обычный человек не может предусмотреть, так называемый «человеческий фактор».

Наверняка, у Вас хотя бы раз была такая ситуация, когда какой-то товар отсутствовал? Или Вы сталкиваетесь с этим постоянно? Эта недопустимая «патология» бизнеса, с которой необходимо бороться, ведь цена такой ошибки порой очень велика. Попробуем приблизительно рассчитать ее.

При отсутствии ТОПовых товаров на складе происходит как минимум две вещи: компания теряет прибыль и наносит ущерб своей репутации. Как это перевести в деньги?

Потери прямых продаж — на Вашем складе отсутствовал товар, который был интересен покупателю здесь и сейчас, и покупатель уходит к конкуренту;
Потери возможных продаж – потери от продаж сопутствующей продукции. Примером может быть: пиво + чипсы; подарочные пакеты + бумага и т.п. Конечно, это очень простые примеры, поскольку в наше время сложно найти такой магазин, где отсутствовала бы такая товарная позиция как «пиво», но если нет именно ходовой марки, продажи могут упасть.
Потери прямых продаж

Как показывает практика, только 5-10% от всего отсутствующего на полках ассортимента не попадает вовремя в магазин по вине поставщика. Во всех остальных случаях виноват сам магазин.

По методу Парето, ходовой товар занимает в объеме продаж компании 80%. Стоит также учитывать и товары группы В, которые приносят еще 15%. Товар группы С в данном примере мы учитывать не будем, так как он приносит только 5% прибыли. Позиция группы Z составляет около 20-25%. Большая его часть находится в группе С, что затрудняет прогноз уровня продаж. Таким образом получается, что группа А (80%) + группа В (15%) – группа Z (25%)=70%. Это цифра соответствуют количеству ходового ТОПового товара в ассортименте компании.

Конечно, этот показатель среднестатистический и для каждой организации может быть своим. Но как бы там ни было около 15% ТОПового товара может отсутствовать у Вас в определенные периоды времени по Вашей вине. И теперь можете посчитать, сколько прибыли Вы теряете.

Средняя компания, занимающаяся оптовой торговлей, в день делает оборот около 200 000 тыс. рублей. Маленькая фирма — 60 000 тыс. рублей. Таким образом получаем, что средний и малый бизнес может нести затраты из-за отсутствия ходовых товаров в размере 30 и 14 тыс. рублей в день соответственно. А если привести эти затраты к месяцу и году – получится очень внушающая цифра. Правда, это только оборот, но зная свой процент наценки можно запросто посчитать потерянную прибыль.

Потери возможных продаж
С этим вопросом без корреляционного анализа сложно разобраться, поскольку необходимо определить:

какую долю занимают совместные продажи интересующих товаров от общих продаж данного продукта;
сравнить продажи «дополняющей» единицы в дни наличия его на складе и отсутствия.
Например, после анализа чеков Вы определили товары, которые часто продаются вместе. Это может быть следующая ситуация: на десять продаж продукции А приходится семь продаж товара В. Если товар А отсутствует на полках, то товар В будет продан только в трех случаях из десяти. Вы сделали отчет по прошлому месяцу и увидели, что товара А не было в остатке 6 дней из 20 рабочих. Так как компания продает этот товар в количестве 40 штук в день, то потери составили прибыль от 240 штук – это потери от прямых продаж. Из-за зависимости товара В от А получилось, что объем продаж продукции В сократился на 28 единиц в день. Теперь посчитайте, сколько прибыли потеряла фирма? Причина – неграмотное планирование и управление складом.

Управление ассортиментом и складом

Управление ассортиментом и складом можно отнести к одним из самых важных задач компании, однако это не значит, что стоит забыть про все другие дела и заниматься скрупулезно планированием. Так дело далеко не пойдет. Планирование запасов можно автоматизировать, что сократит время и трудовые затраты на решение этой задачи. Причем автоматизированные системы позволяют безошибочно планировать весь процесс управления запасами, что положительно отразиться на прибыли компании. Как это сделать? Для таких целей идеальный союзник BI-решение, убедиться в эффективности которого Вы сможете после просмотра короткого ролика.

Найти решение у бизнес-партнера QlikTech (QlikView) в России.

Форум разработчиков QlikView и Qlik Sense. Получите ответы на все вопросы по QlikView и Qlik Sense!

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

62 queries in 0,392 seconds