8 хитрых дизайнерских приемов, основанных на психологии, которые сделают вас лучшим UX-дизайнером

Вопрос в том, что такое психология дизайна, как и почему она имеет отношение к созданию лучшего UX? Психология дизайна, как правило, представляет собой комбинацию дисциплин «Дизайн», «Взаимодействие с человеком» и «Поведение человека», и в этой статье мы обсудим некоторые психологические факторы, влияющие на UX продукта или услуги, а также то, как это может помочь компаниям создавать лучший клиентский опыт при работе с их продуктами.

Пользовательский опыт и психология

У UX дизайна и психологии длительные отношения (социальные, поведенческие и когнитивные). Большая часть действий человека обусловлена мотивацией и конкуренцией. Согласно теории Маслоу, люди жаждут удовлетворить психологические потребности раньше, чем любые другие основные потребности, и мотивация для удовлетворения других потребностей появляется сразу после удовлетворения психологических потребностей. Точно так же и в разработке любого UX – для того чтобы он работал, он должен удовлетворять основную потребность в рабочей функциональности с надежным и последовательным опытом, чтобы обеспечить мотивацию для любого пользователя продолжать использовать продукт или услугу.

Дизайнер, который не понимает человеческую психологию, будет не лучше, чем архитектор, который не понимает физики.

Джо Лич, консультант по UX и автор книги «Психология дизайнеров»

Вот 8 психологических приемов, которые могут помочь вам стать отличным UX-дизайнером и создать привлекательный UX

1. Пожалуйста! Хватит повторять мои действия

Вспомните, что происходило вокруг, когда вы в последний раз зевали? В большинстве случаев люди рядом с вами тоже начинали зевать. Нет, зевание не заразно, нет никаких научных доказательств, подтверждающих этот факт. Это – физиологическое явление, которое называется зеркальным рефлексом, а официальный термин, который его обозначает – «эффект хамелеона».

Вспомните, что иногда вы смотрите видео или слушаете, как кто-то говорит, то подсознательно киваете головой в знак согласия, бывает такое? Особенно, когда кто-то разговаривает рядом с вами. Вы делаете так для того, чтобы человек почувствовал, что вы реагируете и проявляете к нему интерес.

Вот почему дизайнеры начинают создавать эмоциональные взаимодействия в своих продуктах, потому что, будучи людьми, мы чувствуем, когда используется продукт или, скажем, мы взаимодействуем с экраном. Используя эмоциональные взаимодействия, дизайнеры способны изменять наши эмоции в зависимости от того, как продукт хочет, чтобы мы чувствовали.

2. Это, наверное, что-то хорошее, потому что оно выглядит хорошо

Люди, которым не хватает технического понимания конкретной технологии, судят о результате или продукте по его эстетическому виду. Это явление называется эстетическим эффектом пригодности.

Эмоциональными факторами, которые заставляют вас делать такие выводы, может быть что угодно, фотография, которая вам понравилась, возможно, дизайн, в котором использованы ваши любимые цвета, или крутая анимация, которая привлекла ваше внимание.

Такой эстетичный дизайн, невероятно приятен, но нигде не заметен, почему? Удобство использования. Каким бы хорошим и привлекательным ни был дизайн, для дизайнеров жизненно важно установить флажок устойчивой пригодности к эксплуатации, то есть простоты использования, и поэтому такие красивые дизайны практически никогда не реализуются.

В конце концов, когда эти проекты не работают, пользователи обычно обвиняют в неправильном использовании себя. Положительные эмоциональные реакции, как правило, не учитывают недостаток устойчивых функций.

3. О! Спасибо, мне нужна была эта гарантия

Вы когда-нибудь видели полосу загрузки, которая застряла на 99%? В этот момент вы скорее всего думали: «Может быть, стоит подождать еще немного», но это ожидание не заканчивается, ведь так? Хорошо, может быть, иногда так и есть, но такое случалось с каждым из нас.

Многие врачи утверждают, что пациентам иногда дают вещества, не имеющие абсолютно никакой терапевтической ценности, но пациенты считают, что они получают клиническую помощь и в конечном итоге чувствуют себя лучше. Это явление называется эффектом плацебо.

Вы можете легко стать его жертвой, и очень хороший пример подобного случая – анимация с обновлением (Pull-to-Refresh). Технически, пользователи не могут контролировать скорость загрузки страницы или экрана, но дизайнеры встроили эту анимацию, чтобы пользователи поверили, что происходит обновление страницы, и экран загружается практически мгновенно.

Реальность такова, что страница или экран будут загружаться с одинаковой скоростью, независимо от того, совершает ли пользователь это действие или нет. Анимация предназначена для того, чтобы предоставить пользователям чувство уверенности. Пока никому не будет причинен какой-либо вред, определенные хитрости могут помочь дизайнерам добиться большей вовлеченности пользователей.

4. Я только что слышал, как кто-то произнес мое имя?

Бывает так, что вы выпиваете со своими коллегами, ведете с ними какую-нибудь неинтересную беседу, и вдруг слышите, как кто-то упоминает ваше имя в другом разговоре? Как вы смогли услышать свое имя из разговора, частью которого вы не были?

Это – психологическое явление, и оно называется эффектом коктейльной вечеринки. Вспомните, как вы покупаете новую машину, а затем, каждый раз, когда вы видите, как мимо проезжает такая же модель, вы думаете: «Почему так много людей купили именно эту машину после того, как я ее купил?». Это тоже данный эффект.

Умные дизайнеры и в некоторой степени даже копирайтеры понимают этот эффект и используют его, чтобы привлечь ваше внимание. Если вы пользуетесь смартфоном, вы, вероятно, отметили свою привычку проверять телефон на наличие уведомлений через регулярные промежутки времени, и как иногда вы блокируете устройство при звуке мобильного уведомления.

Умные копирайтеры используют ваше имя в своих текстах, чтобы привлечь внимание. Возможно, вы уже видели, как ваше имя используется в письмах из электронной почты, а иногда и в верхнем левом углу веб-страниц, как форма приветствия. Все это часть хитрых уловок, которыми пользуются дизайнеры и копирайтеры, чтобы вовлечь вас.

5. Они просто не слушают среднего ребенка

Возможно, вы читали о синдроме среднего ребенка. Это такое психологическое состояние, которое бывает у детей, которые родились после и до своих братьев или сестер, то есть в промежутке между другими детьми. Дети с этим синдромом часто чувствуют себя обделенными и изолированными от своих семей.

Очень похожий психологический эффект можно наблюдать, когда речь идет о запоминании вещей среди людей, он называется эффектом последовательного расположения. Этот термин показывает, что люди склонны помнить только первую и последнюю часть последовательности, которую они только что видели или считали, и часто игнорируют среднюю часть.

Дизайнеры используют этот эффект для расположения элементов в последовательности для точной реакции. Они манипулируют эффектом последовательного размещения для создания лучшего пользовательского опыта, и использование этого эффекта вы можете заметить в таких популярных брендах, как Nike, Apple и т. д.

Человеческая память ограничена, особенно это касается краткосрочного хранения информации. Nike использует фильтры для ограничения объема запоминания, сохраняя информацию на всех значимых страницах. Ритейлеры хорошо понимают, что крайне важно информировать пользователей на протяжении всего пути покупки.

6. Да, прямо здесь, рядом с 50 незнакомцами. Разве не видите?

Всякий раз, когда пользователю предлагают несколько стимулов, ему/ей в большинстве случаев потребуется больше времени, чтобы выбрать один из доступных вариантов. Такое наблюдение сделали британские и американские психологи Уильям Эдмунд Хик и Рэй Хайман, оно названо в честь них – Закон Хика.

Пользователи не хотят, чтобы их засыпали возможностями выбора, большим количеством доступных вариантов, им нужно больше времени, чтобы интерпретировать и принять решения, заставляя работать головой, чего они не хотят.

Как видите из представленного выше изображения, несмотря на то, что есть возможность поиска товаров с помощью опции «По категориям», Amazon делает акцент на панели поиска, чтобы люди почти мгновенно находили то, что искали.

Дизайнеры ценят время пользователя и понимают тот факт, что человек не обязан оставаться на их сайте. Следовательно, дизайнеры используют такие методы, как разделение на части, категоризация, упрощение сложности и т. д. – все чтобы поддерживать вовлеченность посетителя.

7. Это выглядит знакомым, думаю, что знаю это

Вы наверное заметили, что люди выбирают те варианты, которые кажутся им знакомыми, например, люди, которые использовали iPhone, как правило, продолжают его использовать или обновляют только при наличии лучшей версии, вы вряд ли увидите пользователя iPhone, который переходит на устройство с Android. Люди склонны развивать это психологическое предпочтение из-за знакомства с продуктом или опытом. Это называется эффектом простого воздействия.

Умные дизайнеры придумывают стратегии, в которых они размещают CTA в тех местах на экране, которые привычны для обычного пользователя, или в тех местах, где пользователи интуитивно перемещаются за указателем мыши. Например, дизайнеры размещают кнопку «Далее» в верхнем правом углу веб-страницы, потому что они знают, что пользователь будет искать там кнопку «Домой». Поэтому вы увидите большинство CTA и провокаторов действий, таких как Профиль Пользователя и Значки Уведомлений, в правом верхнем углу.

Вы можете ясно видеть сходство между страницами регистрации обоих сайтов.

8. Отмена, ОК и X-Трилогия

Дизайнеры используют метод избыточных действий, чтобы предоставить пользователям иллюзию контроля. Дизайнеры создают такую ситуацию, чтобы заставить пользователя поверить, что он «держит руль». Это позволяет пользователям чувствовать уверенность в возможности получить результат. Психологи подтверждают, что мы как люди склонны беспокоиться, если не можем заранее определить события нашего жизненного пути.

Один из самых простых примеров такого эффекта – кнопка «X» в диалоговых окнах. В действительности, у пользователя есть только два варианта выбора, то есть либо отменить действие, либо нажать кнопку «ОК», чтобы продолжить. Между тем, есть еще одна кнопка «X», которая имеет ту же функциональность, что и кнопка «Отмена», но для пользователей она переводится как «Я не уверен, поэтому не хочу принимать решение». Дизайнеры используют эти маленькие хитрости, чтобы пользователи были вовлечены и счастливы.

Вывод

Это – простые приемы, которые дизайнеры используют для создания интерактивного опыта. Только благодаря интенсивным исследованиям UX и наблюдению за поведением пользователей можно создать отличный пользовательский опыт. Чувство контроля важно для каждого из нас. Так, при проектировании все UX-разработчики должны всегда быть чуткими к своей аудитории. Иногда чувство контроля важнее, чем сам контроль.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

64 queries in 0,372 seconds